Медитация. Вхождение в неё.

Много людей задают вопросы: как научиться медитировать. Однако правильный вопрос заключается в том, как войти в медитацию и выбрать в ней продуктивное состояние. Продуктивное состояние в медитации — это процесс в котором вам либо ОЧЕНЬ комфортно, либо ОЧЕНЬ интересно находиться. Настолько комфортно и настолько интересно, что не возникает мысли, сколько вы будете находиться в медитации — 15 мин или 2 часа. Вам попросту не хочется это прерывать. Как найти для себя такое состояние, и что ему может предшествовать, я и расскажу в этом посте.

В прошлом посте я уже рассказывал про трансовые состояния сознания, которые являются главной составляющей медитации. В трансовое состояние войти очень легко: любое монотонное действие заставляет вашу психику трансовать. Например, раздающиеся с периодичностью удары гонга или звук редких падающих капель вводят людей в состояние транса. Наблюдение за собственным дыханием, когда дыхание уравновешено и ритмично, также приводит вас к трансу. На этом основаны распространённые во всём мире медитативные техники. Проблема в том, что дыхание далеко не всегда ритмично, а сильные раздражители вроде гонга могут нарушать ваше состояние вместо того, чтобы его поддерживать.

Распространённой разновидностью медитации является тихое сидение. Нахождение в тишине с совершенно неподвижным телом вводит вас в транс со 100% надёжностью. Но в современных условиях не так-то легко найти пространство, где была бы полная тишина и это точно будет не ваша квартира). Кроме того, сидеть неподвижно многим людям кажется разновидностью пытки. И не только потому, что у них плохая осанка и неправильно выбрана поза для сидения. Когда ваше тело и эмоции неподвижны, наиболее активными составляющими процесса медитации становятся ум и внимание. Мысли, которые прежде нивелировались вашей двигательной активностью и активностью чувств, теперь ничем не сдерживаются и превращают ваш внутренний мир в здание вокзала. Бороться с ними бесполезно, это, скорее, вызовет головную боль. Внимание действует подобно увеличительному стеклу, и когда вы направляете всё ваше внимание на ваши мысли, их сила увеличивается в разы … да какое там! — в десятки и сотни раз! Так же происходит и с телесными ощущениями, становясь безраздельным объектом вашего внимания, они многократно усиливаются, превращаясь из не вызывающих возражения в совершенно нестерпимые. Вам так и хочется подвинуть ногу или руку, почесаться, изменить положение спины. Все эти факторы превращают процесс, который вообще-то должен быть очень и очень приятным, в некое подобие пытки.

А теперь, внимание! Пабам!!! Эти ощущения не являются неправильными. Они не являются нарушением процесса медитации, они — ЕГО ЧАСТЬ! Классическая буддийская техника вхождения в медитацию сатипаттхана включает в себя следующие моменты: тело неподвижно и расслаблено, но в то же время выпрямлено. Дыхание свободно и ритмично. Наблюдая за своим дыханием, вы одновременно наблюдаете вначале за своими телесными ощущениями, посредством дыхания расслабляя и последовательно нивелируя их, пока процесс сидения не станет комфортным. Затем вы переключаете ваше внимание на ваши чувства и посредством наблюдения и дыхания успокаиваете их, пока ваше состояние не станет спокойным и радостно-приятным. Затем вы переключаете внимание на ваши мысли и посредством наблюдения и дыхания разглаживаете их, как разглаживают складочки на белье, пока мысли не станут спокойными и протяжёнными или вообще не исчезнут. А затем вы переключаете внимание на поток блаженства, непрестанно текущий на вас благодаря полученному посвящению и милости Будды и буддийских мастеров. Вы осознаёте себя находящимися в покое, радости и блаженстве.

Понимаете, что происходит? Ваши телесные ощущения, ваши эмоции (если они были и не хотят успокаиваться), а также ваши мысли являются целью последовательного осознавания. И вы должны осознавать их по очереди, пока они не растворятся в потоке покоя и блаженства. Но для этого данный поток у вас ДОЛЖЕН БЫТЬ.

В классической традиции этот вопрос решается путём передачи благословения и милости Гуру и мастеров. Но вы также можете решить этот вопрос самостоятельно, призвав к себе милость Будды или Христа или любого понравившегося вам мастера. В этом нет проблемы. Христос и Будда, Шива и Амма и другой мастер с готовностью ответят вам, потому что они пришли специально для того, чтобы пробудить и просветить как можно большее число людей. Для это поставьте портрет понравившегося вам мастера или Бога (называйте, как вам нравится и как вам кажется правильным) и зажгите перед ним свечу и ароматную палочку. Огонь приведёт к вам энергию мастера, а запах благовония настроит вас нужным образом, выключив во многом посторонние ощущения, мысли и эмоции. Это произойдёт потому, что ваше тело ориентируется в мире по запахам. Запахи телесных выделений (они есть всегда, даже тогда, когда вы их, как кажется вам, не замечаете) настраивают ваше внимание чувствовать ваше тело а также погружаться в мир эмоций, потому что ваши эмоции имеют запах и регулируются запахами. Запахи благовоний специально выбраны таким образом, чтобы исключить влияние на вашу психику «телесных» и «эмоциональных» запахов.

Итак, создайте себе перед медитацией поток энергии, насыщенный милостью мастеров и божественных существ. Для этого вы можете совершить короткий обряд поклонения мастеру или призвать Божественную Силу мысленно. А затем позвольте этой Силе вести вас в медитацию, и для этого держите её крепко. Вы можете представлять, что Христос или Будда держат вас за руку и ведут в бесконечные выси и просторы Божественной реальности. Не отпускайте эту мысль во время вашей медитации. Другие мысли могут приходить и уходить, но вы должны держать крепко ту мысль и ту Силу, которая вас ведёт.

Поступая так, вы сделаете ваш процесс медитации стабильным и продуктивным, то есть комфортным, захватывающим и интересным. И этот процесс будет всегда разным. Вы не сможете повторить дважды одну и ту же медитацию. Только навязчивые состояния и кошмары могут быть повторяющимися, потому что эти состояния замкнутые. Процесс внутреннего раскрытия всегда свеж и неповторим, и этим бесконечно интересен.

Author: Олег Ежов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *